Решение налоговой по акту проверки: порядок обжалования

mortgage-3580537_1920.jpgКаждая организация вправе обжаловать решения контролирующих органов, а также действия или бездействие должностных лиц, если считает, что ее права были нарушены. В данной статье рассмотрим общий порядок обжалования решений инспекций Министерства по налогам и сборам (далее – ИМНС).



1. Направление возражений

Законодательством установлено право руководителя или главного бухгалтера организации оставить запись о возражениях непосредственно в акте проверки (п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь). Тем не менее, дальнейшая подача возражений не зависит от того, указаны такие сведения в акте или нет.

Возражения подаются в ИМНС, проводившую проверку, в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Они подаются в произвольной форме и в письменном виде; тем не менее, советуем Вам в обязательном порядке указать в направленном возражении дату и номер акта проверки, информацию о выводах ИМНС, а также изложить суть несогласия с подкреплением своих доводов нормами законодательства. Если у Вас есть документы, подтверждающие Вашу позицию, их также следует приложить. 

По результатам изучения возражений должностное лицо ИМНС совершает одно из следующих действий: 

  • в течение 15 рабочих дней составляет письменное заключение; 

  • в течение 10 рабочих дней назначает дополнительную проверку (в таком случае письменное заключение по возражениям будет направлено Вам не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки). 

Подачей возражений можно добиться внесения изменений или дополнений в акт проверки, а также полной его отмены. Однако данная процедура существенно затягивает процесс обжалования: если возражения не были направлены, окончательное решение выносится в течение 30 рабочих дней от даты направления Вам акта проверки; при подаче возражений срок в 30 рабочих дней начинает течь со дня вручения письменного заключения по возражениям, т.е. включается время, затраченное на рассмотрение возражений и (или) проведение дополнительной проверки (п. 7 ст. 81 НК РБ). 

Также стоит помнить, что в указанные сроки не включается время нахождения документов в судах или органах уголовного преследования. 

2. Определение порядка обжалования 

calculator-453792_1920.jpgПервый этап (подачу возражений) организация вправе пропустить и сразу перейти к процессу обжалования. Для этого Вам необходимо определиться с инстанцией, в которую Вы будете подавать жалобу. Белорусское законодательство предусматривает две формы обжалования решений по акту проверки: судебный порядок и досудебный (административный) порядок. 

В рамках досудебного порядка жалоба подается в вышестоящий налоговый орган: для ИМНС по району, городу, району в городе такими инстанциями являются ИМНС по области (г. Минску) и само Министерство по налогам и сборам (ч.1 ст. 104 НК РБ). При этом не обязательно соблюдение иерархии: организация вправе обжаловать решение сначала в ИМНС по области (г. Минску) с последующим обжалованием в МНС, так и пропустить первую ступень и подать жалобу непосредственно в МНС. 

Судебный порядок обжалования может происходить параллельно с обжалованием в вышестоящие ИМНС. Жалобу можно подать как на решение по акту проверки, так и на решение вышестоящих налоговых органов при несогласии с их решением (п. 1 ст. 103 НК РБ). 

При выборе формы обжалования прежде всего стоит учитывать дополнительные расходы, которые могут за ним последовать. Так, подача жалобы в экономический суд влечет за собой уплату пошлины и иных судебных расходов; досудебный же порядок не предусматривает под собой внесение каких-либо платежей. Поэтому считаем целесообразным вначале обжаловать решение по акту проверки именно в вышестоящем ИМНС или МНС: возможно, уже на данном этапе получится его отменить. 

3. Составление жалобы в ИМНС/МНС 

Законодательством установлен специфический порядок составления и предоставления жалоб налогоплательщиков в налоговые органы. Так, по общему правилу, документы могут быть представлены в письменной и электронной форме, при этом под «электронной формой» понимаются документы, удостоверенные ЭЦП. Без такого удостоверения жалобу вправе подать физическое лицо, не являющееся ИП, или иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме для физических лиц. 

К жалобе должны быть приложены обосновывающие документы, согласно п. 8 ст. 104 НК РБ. Стоит помнить, что для жалобы в виде электронного документа обязательным реквизитом, кроме прочего, будет являться адрес электронной почты заявителя. 

4. Подача жалобы 

Как решение по акту проверки, так и решение вышестоящего ИМНС можно обжаловать в течение 30 календарных дней с даты его вынесения. Срок начинает течь со следующего дня после принятия решения, а в случаях, когда последний день срока выпадает на выходной, последним днем подачи жалобы будет считаться следующий за ним рабочий день (ст. 4 НК РБ). Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу в месячный срок со дня ее получения. 

Если жалоба подана в суд, рассматривающий экономические дела, судья в течение 15 дней проводит подготовительное судебное заседание, а в течение не более 2 месяцев со дня принятия жалобы к производству назначает судебное заседание. Вынесенное решение ИМНС по области (г. Минску) можно впоследствии обжаловать в Министерство по налогам и сборам, а решение экономического суда первой инстанции – в вышестоящий суд.

.