Возврат экспортированных товаров: общие рекомендации

transportation-4393317_1920.jpgВозврат товаров может быть инициирован как по соглашению сторон, так и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей по внешнеторговому договору; возврату подлежат как товары надлежащего качества, так и некачественные товары.





1.1. Возврат товара надлежащего качества

Для корректного возврата товаров надлежащего качества необходимо определить момент перехода права собственности на него от продавца к покупателю. Если в заключенном договоре этот момент не прописан, то по общему правилу будет считаться, что право собственности перешло в момент получения товара (согласно п. 1 ст. 224 ГК РБ, п. 1 ст. 69 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров).

В случае если по условиям договора или в соответствии с законодательством право собственности на момент возврата товара уже перешло к покупателю, то дальнейшие действия по такому возврату будут расцениваться в качестве исполнения обязательств по новому договору купли-продажи товара – то, что называется «обратной реализацией».

В этом случае придется заключить новый внешнеторговый договор, в котором продавец и покупатель меняются местами, и подготовить еще один пакет документов на импорт товаров. У первоначального покупателя в итоге возникают обороты по реализации товаров и обязательства по уплате налога на прибыль, а продавец, экспортировавший товар, не может скорректировать обороты по реализации и объем первоначальной выручки.

Для того чтобы возврат товаров надлежащего качества не признавался «обратной реализацией», стоит уточнить в заключаемом внешнеторговом договоре момент перехода права собственности, к примеру, указав, что он возникает у покупателя в момент оплаты. Тогда до момента оплаты покупатель сможет вернуть товары по таможенной процедуре реимпорта или, в частности, подав импортную статическую декларацию.

Важное уточнение: все вышеперечисленные сложности возникают только при возврате качественного товара. При обнаружении покупателем недостатков в полученном товаре его возврат даже после передачи права собственности не будет классифицироваться как «обратная реализация».

1.2. Возврат товара ненадлежащего качества

Порядок возврата товара с существенными недостатками определяется в первую очередь Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Так, согласно ч. 2 ст. 23 данного Протокола, возврат товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации должен быть подтвержден претензией и соответствующими документами, подтверждающими дальнейшие операции с товаром, а именно:

  • актами приема-передачи - если возвращенные товары не транспортируются; 
  • товаросопроводительными документами - если они подлежат транспортировке; 
  • актами уничтожения и др.

Также мы советуем составить документ, подтверждающий факт поставки товаров, не соответствующих по качеству, комплектации, количеству и прочим условиям внешнеторгового договора.

Если недостатки обнаруживаются при приемке товара, то, согласно белорусскому законодательству, составляется акт приемки товаров по количеству и качеству, под которым подписываются все лица, участвующие в приемке.

Если же некачественные товары выявляются покупателем уже в процессе хранения, при подготовке товара к дальнейшей продаже и т.д., то необходимо подготовить акт о скрытых недостатках, если дефекты товара не могли быть обнаружены в ходе приемки.

Сведения о том, что товары не соответствуют согласованным в договоре условиям, покупатель вправе отобразить и в CMR-накладных, товаросопроводительных документах и проч., а также представить фото в качестве дополнительных доказательств.

2.1. Возврат товара из-за пределов ЕАЭС

dock-441989_1920.jpgКак указано в п. 2 ст. 139 Таможенного кодекса ЕАЭС, товары, помещенные под процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, утрачивают статус товаров ЕАЭС и приобретают статус иностранных товаров.

Для того чтобы вернуть такие товары экспортеру, необходимо поместить их под таможенную процедуру реимпорта. Ввозные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при этом не уплачиваются, согласно п. 1 ст. 235 Таможенного кодекса.

Реимпорт возможен при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Со дня фактического вывоза товаров прошло менее трех лет (если данный срок пропущен, товары необходимо будет поместить под иную таможенную процедуру с уплатой соответствующих налогов и пошлин);

  2. Состояние вывезенных товаров, с учетом естественного износа и естественной убыли, остается неизменным с момента их вывоза с таможенной территории ЕАЭС;

  3. (При необходимости) возмещены налоги и (или) проценты с них, которые не уплачивались или были возвращены в связи с экспортом товаров; а также возмещены налоги, субсидии и иные суммы, неуплаченные или полученные прямо или косвенно в связи с первоначальным экспортом.

2.2. Возврат товара в рамках ЕАЭС

При каждой отгрузке товаров, если стоимость одной и более отгрузки за отчетный месяц превышает 3 000 евро, в таможенные органы в виде электронного документа подается статистическая декларация.

Следовательно, если стоимость возвращаемого товара также равна или превышает 3 000 евро, в таможне следует зарегистрировать импортную статистическую декларацию в рамках уже заключенного внешнеторгового договора. Она подается независимо от того, качественная или некачественная продукция возвращается экспортеру.

В самой статистической декларации также считаем необходимым указать реквизиты претензии или писем между продавцом и покупателем, в которых одна сторона указывает причины возврата, а вторая соглашается на возврат; дополнительно стоит отразить данные об экспортной статистической декларации, по которой осуществлялся первоначальный вывоз товаров.