Значение нематериальных активов в развитии стартапа — Беляевы и партнеры

Значение нематериальных активов в развитии стартапа

Статья Кобель в текст.jpgВ законодательстве Республики Беларусь понятие «стартап» не имеет четкого определения, но, исходя из устоявшейся практики, его можно охарактеризовать как компанию, созданную для поиска эффективной модели ведения бизнеса с возможностью воспроизведения и масштабирования. Чаще всего стартап связан с интеллектуальной собственностью, как активом, обладающим наибольшей потенциальной отдачей.

Возникновение такой формы ведения бизнеса, как стартап, связано со стремительным развитием информационных технологий и переходом развитых стран от индустриальной экономики к экономике знаний.

От классического бизнеса стартап отличается тем, что ставка делается на инновации, то есть внедрение идей, обеспечивающих выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем, что может привести к получению серьезных конкурентных преимуществ, а в идеале - к созданию нового рынка или его сегмента.

Статья Кобель Google.jpgПример: История Google началась в январе 1996 года с разработки научно-исследовательского проекта Ларри Пейджа и Сергея Брина во время их обучения в Стенфордском университете. Ими был создан робот-поисковик, сканирующий и оценивающий содержание интернет-страниц. Первым финансированием для Google были 100 тыс. долл. от Энди Бехтольшейма, одного из основателей Sun Microsystems, полученные в августе 1998 года ещё до регистрации компании. Первичное публичное предложение (IPO) Google состоялось 19 августа 2004 года, а 12 февраля 2014 года капитализация компании достигла 400 миллиардов долларов. 2 октября 2015 года компания Google реорганизована в холдинг Alphabet. В 2017 году Alphabet занял 27 место в рейтинге Fortune Global 500 [2] (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка), а также 2 место по объемам расходов на R&D (НИОКР) согласно рейтингу Global Innovation 1000 исследовательской компании Strategy&. [3]

В чем же заключается преимущество компаний, вкладывающих средства в интеллектуальную собственность? Что позволяет стартапу стремительно расти при минимальных дополнительных вложениях в основные средства, запасы и т.д.? Сопряжены ли инвестиции в интеллектуальную собственность с дополнительными рисками? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться с таким понятием, как нематериальный актив.

В настоящее время термин «нематериальные активы» трактуется в законодательстве и многих научных работах достаточно узко и включает в себя исключительные права в отношении прямо упомянутых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, что не позволяет в полной мере понять их экономику и роль в развитии стартапа.

Данные ограничения пропадают, если ориентироваться на широкую трактовку понятия, предложенную Барухом Левом, согласно которой нематериальные активы представляют собой невоплощенное материально обеспечение будущих выгод, включая изобретения, организационную деятельность, человеческие ресурсы, накопленные знания и др. Когда права на такой актив защищены законом, он принимает форму интеллектуальной собственности. [1]

Опираясь на расширенную трактовку понятия, приходим к выводу, что всякая инновация основана на инвестициях в нематериальные активы.

Каким же образом вложения в нематериальные активы могут обеспечить быстрый рост стартапа? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать их преимущества и недостатки в сравнении с другими видами активов.

Основным преимуществом нематериальных активов как драйвера роста компании является их способность к неограниченному распространению. Материальные, финансовые и человеческие активы имеют высокую альтернативную стоимость (альтернативной признается стоимость актива, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности его альтернативного использования, например, производства другого вида товара, требующего тех же затрат ресурсов).

Пример: если отправить пассажирский автобус по маршруту Минск-Москва, он не сможет одновременно выехать по маршруту Минск-Варшава.

Нематериальные активы, в свою очередь, имеют крайне низкую (или даже нулевую) альтернативную стоимость (являются неконкурентными) и могут одновременно использоваться в разных направлениях.

Пример: единожды созданный сайт для заказа авиабилетов может одновременно обслуживать огромное количество пользователей.

Эта особенность обусловлена крайне низкими предельными (приростными) издержками при расширении производства продукции (оказания услуг), в основе которых лежат информационные технологии. В результате, выведенный на рынок инновационный продукт имеет потенциал роста, ограниченный лишь объемом рынка.

Пример: приложение для мобильных телефонов, распространяемое через интернет, могут приобрести все заинтересованные лица, имеющие необходимое устройство (смартфон и др.) и доступ к интернету.

Исключительная способность к распространению продуктов и услуг, связанных с нематериальными активами, нередко приводит к возникновению «сетевого эффекта».

Экономика сетей заключается в том, что выгоды от включения в сеть в качестве её части возрастают с ростом количества других лиц, связанных с ней.

Пример: выгоды от подключения к системе сотовой связи, охватывающей всю страну, значительно выше для пользователя, чем от той, что охватывает всего несколько городов.

Более того, сетевые эффекты часто вызывают положительную обратную связь, заставляя пользователей присоединяться к более перспективной сети. Причем тот продукт, который получает на начальном этапе даже небольшое преимущество, может быстро захватить весь рынок, так как пользователи отдают предпочтение тем технологиям, которые, как они ожидают, станут со временем преобладающими.

Пример: Снижение популярности проводной телефонной связи по мере роста количества владельцев мобильных телефонов.

Именно за счет сетевого эффекта небольшие инновационные проекты могут потеснить конкурентов с несоизмеримо большими ресурсами.

Статья Кобель Viber.jpgПример: Viber (приложение, которое позволяет совершать бесплатные звонки через сеть Wi-Fi или мобильные сети между пользователями) как альтернатива мобильной связи.

В то же время, стартап является инвестиционным проектом с повышенным риском, о чем можно судить по подсчетам Startup Genome Report, согласно которым прекращают деятельность 92% запущенных стартапов, а 74% интернет-стартапов закрываются из-за преждевременного масштабирования, переоценив свои силы и раздув штат компании в несколько раз. [4]

Более того, при провале инновационного проекта крайне высока доля невозвратных расходов, что также обусловлено спецификой нематериальных активов. Значительную часть вложений в материальные активы можно вернуть или использовать иным образом, в отличие от ресурсов, затраченных на проведение научных исследований или разработку проекта в сети Интернет.  

Пример: приобретенное для проведения исследований помещение можно продать или сдать в аренду, в то время как непопулярный сайт или результаты разработки провалившегося продукта, скорее всего, не удастся продать за соизмеримую затратам на их создание цену.

Не менее важно и то, что выгоды от инвестиций в нематериальные продукты могут получать не только их собственники, но и прочие заинтересованные лица, путем копирования и распространения инновационного решения или его части. Вложение в материальные или финансовые активы практически всегда исключает возможность их использования без разрешения владельца.

Пример: чтобы воспользоваться автомобилем (материальный актив) для перевозки грузов, его необходимо арендовать или выкупить у собственника. В то же время, скопировать элементы дизайна автомобиля (нематериальный актив) при производстве его аналога можно без ведома производителя.

Таким образом, к инвестициям в стартап необходимо подходить с максимальной ответственностью, поскольку нематериальные активы, составляющие основу заложенных в него инновационных решений, являются не только чрезвычайно эффективным драйвером роста, но и источником повышенных рисков, в том числе ввиду высокого риска полного провала проекта, а также необходимости обеспечения их дополнительной охраны от незаконного копирования и неправомерного использования.

В заключение следует упомянуть, что для снижения уровня риска, связанного с нематериальными активами, существует ряд эффективных мер:

1)       Создаваемые нематериальные активы должны вовремя принимать форму интеллектуальной собственности (пройти регистрацию и получить охрану). До этого момента процесс разработки инновационного продукта должен быть максимально засекречен, в том числе путем введения режима коммерческой тайны и заключения с сотрудниками договоров о неразглашении.

2)       Необходимо использовать все доступные способы охраны прав на нематериальные активы для максимального ограничения их использования без разрешения владельца.


Сергей БЕЛЯЕВ, управляющий партнер, патентный поверенный РБ, евразийский патентный поверенный, медиатор 

Михаил КОБЕЛЬ, руководитель финансовой службы

Литература:

1. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность/Б.Лев; Пер. с англ. Л.И. Лопатников. – М.:КВИНТО-КОНМАЛТИНГ, 2003. – 240 с.

2. Alphabet: fortune 500 rank history [Electronic resource] / Mode of access: http://fortune.com/fortune500/alphabet/ – Date of access: 23.04.2018.

3. The 2017 Global Innovation 1000 study [Electronic resource] / Mode of access: https://www.strategyand.pwc.com/innovation1000/ – Date of access: 23.04.2018.

4. Почему «взлетает» только 1% стартапов — и это нормально [Электронный ресурс] / Михаил Соколов Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/339113-pochemu-vzletaet-tolko-1-startapov-i-eto-normalno. – Дата доступа: 23.04.2018

5. Янковский Р.М. Закон стартапа/ Р.М. Янковский. М.: Стартап, 2017. — 196 с.