Патентная аналитика: инструмент современного бизнеса на пути к большому успеху

Эффективное использование все более доступного массива патентных данных во всех сферах производства и направлениях деятельности в сочетании с применением методов и инструментов патентной аналитики является хорошо зарекомендовавшей себя практикой, предоставляющей огромные возможности для принятия оптимальных решений и разработки стратегий для внедрения инновационных и передовых технологий, и достижения конкурентных преимуществ в различных отраслях.

Инструменты патентной аналитики позволяют не просто получить достоверную информацию о сложившейся патентной ситуации или состоянии патентной активности субъектов инновационной экономики в какой-либо области с учетом динамики во времени и территориального охвата, но и прогнозировать будущие условия развития. Анализ патентного портфеля конкурентов и охватываемого ими рынка помогает понять, имеет ли продукт технологическое преимущество по сравнению с аналогичными продуктами других компаний, а, следовательно, помогает выбрать перспективные решения и отказаться от малоэффективных.

Зачастую всплеск патентной активности происходит в ответ на появление какого-либо конкретного явления, как, например, в наши дни – в ответ на пандемию коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, так как разработки напрямую связаны с новым типом вируса, который требует первоначальной идентификации. Именно сейчас многие фармацевтические компании занимаются исследованиями и патентованием своих разработок в области противовирусных препаратов и вакцины от коронавируса COVID-19. Те препараты, которые патентуются сегодня, с высокой степенью вероятности займут свою нишу на рынке в будущем, и взгляд на рынок через призму патентной аналитики позволяет получить уникальные адекватные прогнозы развития конкурентоспособных рынков, которые практически невозможно получить иным образом. Освещение темы борьбы с пандемией на основании патентных исследований позволяет оценить, насколько на сегодняшний момент с точки зрения интеллектуальной собственности мы готовы к такого рода вызовам природы.

Так в чем же уникальность патентной аналитики как инструмента анализа и прогнозирования, и как она действует?

Создание патентного ландшафта начинается с поиска патентной информации об уровне техники в отношении интересующей исследователя технологии на основе подходящих баз данных патентов. Патенты предоставляют очень интересную и уникальную возможность посмотреть на технологию, потому что патентные базы данных – это высокоструктурированные базы данных, содержащие полное, достоверное и актуальное собрание имеющихся на настоящее время технологий. В качестве инструментов поиска могут быть использованы бесплатные патентные поисковые системы, такие как PATENTSCOPE (ВОИС), Espacenet (Европейское патентное ведомство - ЕПВ), информационные системы национальных патентных ведомств, в том числе базы данных Национального центра интеллектуальной собственности (РБ), Федерального института промышленной собственности (РФ), а также коммерческие, ориентированные на построение патентных ландшафтов поисковые системы и платформы, как, например, Global Patent Index и PatStat (ЕПВ), Clarivate Innovation (компании Clarivate Analytics), TotalPatent (компании LexisNexis), ScienceDirect (издательства Elsevier) и др.

На следующем этапе, как правило, происходит гармонизация и стандартизация собранной информации, выверение правого статуса, срока жизни патента, действует он на сегодняшний момент или нет, выявление конечного патентообладателя, поскольку патенты могут принадлежать разным собственникам, и компании, в свою очередь, могут формировать сложные структуры собственности. Распутывание этих структур необходимо, чтобы понять, кто в конечном счете имеет рыночную силу.

Затем результаты исследования анализируются для разрешения конкретных вопросов, например, изучения лидера рынка в интересующей технологии, объектов, на которых компания фокусировалась несколько лет назад и на которых фокусируется сейчас, какие рынки она считает для себя перспективными. Однако следует учесть, что, хотя в мире патентуется огромное количество патентов ежегодно, по крайней мере, большая часть патентов не имеет коммерческий рыночный потенциал. По оценкам некоторых экспертов – это порядка 70 - 80% патентов. Но если видно, что компания тратит огромные деньги на исследование и разработки в какой-либо области, а затем расходует существенные ресурсы на патентование в большом количестве стран, можно с уверенностью предположить, что она будет внедрять эти технологии в производство и выводить на рынки, она действительно уверена в перспективности своих технологий.

Чтобы понимать более детально патентный ландшафт по противовирусным препаратам, нужно ориентироваться в патентных портфелях конкретных компаний. Оценить патентный портфель можно по количеству патентов и по их силе. Сила или качество патента складывается из двух факторов. Первый фактор – это технологический потенциал изобретения, т.е. то, насколько изобретение интересно с точки зрения технологии, новизны, промышленной применимости и уникальности. Чем больше ссылок на патент со стороны более поздних патентов, тем более он интересен. Второй фактор – охват рынка, отображающий, какие рынки закрывает выявленное патентное семейство, в каких странах получены патенты. Как показывает практика, перспективное изобретение патентуется максимально широко, с максимальным охватом рынков, которые защищают патентное семейство. Если мы сложим силу всех наших изобретений, то получим силу всего патентного портфеля компании, группы компаний, страны и т.д.

Следует иметь ввиду, что патентное ведомство публикует данные о заявке по истечении 18 месяцев с даты ее подачи, т.е. должно пройти 1,5 года перед тем как содержание заявки станет доступным для широкой публики. Поэтому в случае противовирусных препаратов и вакцины от коронавируса COVID-19 поиск целесообразно проводить по патентам, касающимся не только коронавирусов, но и противовирусных препаратов в целом. Область находится в состоянии постоянного дефицита эффективных решений при борьбе с новыми заболеваниями, поскольку вирусы склонны к высокой частоте мутаций, приобретая устойчивость к уже известным лекарственным средствам. Компании занимаются разработкой новых противовирусных препаратов, которые ранее не были известны, либо патентуют уже известные, изменяя методы и способы применения для лечения нового типа вируса.

При сравнении компаний-патентообладателей и предлагаемых ими продуктов, начинает появляться представление о конкурентном ландшафте. Более глубокий анализ патентов в рамках конкретных технологических подкатегорий позволяет выявить области, получившие наибольшее внимание и, как правило, наибольшее число разработанных продуктов, а также те технологические области, которые могут предоставить возможность для будущего развития.

Патентный ландшафт по противовирусным препаратам в пределах заданного поискового запроса показывает, кто является обладателями ключевых технологий. С точки зрения географии, т.е. стран, в которых ведутся разработки, картина выглядит следующим образом. Самое большое количество патентов по противовирусным препаратам имеет Китай. Самые интересные, качественные и сильные патенты принадлежат Швейцарии, Бельгии и Нидерландам. США лидирует по общей силе всего патентного портфеля, по количеству и качеству, в связи с тем, что это очень большая страна с развитой экономикой, имеющая огромное количество компаний и научно-исследовательских институтов.

Ту же самую географию патентования можно разложить в другом виде и посмотреть, в каких странах компаниями ведутся разработки, и в каких странах ими патентуются средства для борьбы с вирусами. Например, разработки ведутся в США, Китае, Индии, но последующий территориальный охват значительно больше, поскольку разработчики собираются продавать свои препараты в значительно большем количестве стран, а не только в той стране, в которой они разработаны, и применяют стратегию территориальной экспансии своих решений.

Пример построения патентного ландшафта по количеству и качеству патентов предоставляет следующую картину.

Как видим, исходя из разных критериев оценки, можно получить принципиально отличную картину в отношении лидеров рынка. Так, компания Johnson & Johnson, занимающая второе место по количеству патентов, стала лидером в списке лучших разработчиков противовирусных препаратов по качеству патентов. Компания Gilead Sciences, которая была на 7-ом мете в списке по количеству, поднялась на 2-ое место в списке по качеству, компания Roche занимающая всего лишь 9-ое место в списке по количеству, поднялась на 3-ье место в списке по качеству, а компания Glaxosmithkline, являющаяся лидером по количеству, переместилась в списке по качеству патентов на 4-ое место, в то время как китайские компании вообще выпали из второго списка. На этом примере ясно видна разницу между качественным и количественным анализом.

Что касается доли патентов в области борьбы с вирусами в общем объеме патентов с учетом оценки силы патентов, а не количества, лидером является компания Gilead Sciences, значительная часть (35%) патентного портфеля которой посвящена как раз противовирусным препаратам. Она является патентообладателем 15 действующих патентов в области препаратов против коронавирусов, в частности, она является патентообладателем препарата Remdesivir, который сегодня используют против коронавируса COVID-19.

Если же мы сфокусируемся не просто на противовирусных препаратах, а посмотрим на те патенты, в которых присутствует слово коронавирус, то картина значительно изменится. Лидером по силе патентов становится компания CureVac, за которой следует компания Moderna Therapeutics. Компания CureVac – сравнительно небольшая немецкая компания, патенты которой посвящены вакцинам против коронавирусов, например, MERS. Патенты компании CureVac получают в 30 раз больше ссылок, чем аналогичные патенты в этой области. Ее весьма активно цитируют ведущие фармацевтические компании. Компании Glaxosmithkline и Johnson & Johnson являются обладателями самого большого патентного портфеля, однако разработка препаратов против коронавирусов – далеко не самый первый их приоритет.

На основании вышеприведенных примеров патентного ландшафта можно сделать вывод, что разработки препаратов против вирусов, и, в частности, против коронавирусов ведутся, и через год – 1,5 года мы увидим всплеск публикаций на тему препаратов против коронавируса COVID-19, как это было, например, в 2002-2003гг. и 2015-2016гг. в связи с появлением вирусов SARS и MERS. Но уже сейчас стоит обратить внимание на такие небольшие, но очень перспективные компании, как, например, компания CureVac, которые с большой долей вероятности станут будущими лидерами рынка препаратов против коронавируса COVID-19.

Взгляд на интеллектуальную собственность не только как на средство защиты от конкурентных притязаний, но и как на источник получения достоверной информации, на которой можно уверенно основывать стратегические бизнес-решения, - необходимый элемент на пути к успешной коммерциализации объектов интеллектуальной деятельности.

Углубленный анализ в рамках той или иной категории путем оценки сроков действия патентов, их силы, географического распределения, права собственности и т.д. обеспечивает дальнейшее понимание как угроз существующему бизнесу, так и потенциальных возможностей для расширения за счет инвестиций в НИОКР или приобретения прав. Например, взгляд на патентообладателей в рамках конкретной технологической категории может дать представление о стратегии конкурента еще до запуска продукта или технологии. Кроме того, при рассмотрении патентов отдельных компаний в различных технологических категориях возникает очень четкая картина относительно сильных и слабых сторон технологии компании. Этот уровень анализа может затем стимулировать принятие решений об инвестициях и приобретениях для вашей собственной компании или может предложить направления борьбы в отношении конкурента.