Особенности учреждения микрозаймовых организаций

writing-1149962_1920.jpgМикрофинансовые организации (т.е. организации, которые выдают займы в размере не более 15 000 БВ на одного заемщика) вправе осуществлять свою деятельность со дня включения их в реестр микрофинансовых организаций. Лицензию на осуществление такой деятельности получать не нужно.

При этом законодательно установлены следующие ограничения и требования к их учреждению:

1. Микрофинансовую деятельность могут осуществлять только хозяйственные общества (т.е. ООО, ОДО, ОАО, ЗАО) или ЧУП.

2. МФО (микрофинансовые организации) вправе осуществлять свою деятельность только в форме ломбарда, т.е. выдавая кредиты под залог.
Также, согласно п.8 Положения о порядке осуществления микрофинансовой деятельности, в залог могут приниматься транспортные средства без передачи их в пользование МФО.
3. Минимальный размер уставного фонда для МФО составляет 50 000 бел. руб.

4. Руководитель МФО обязан иметь высшее юридическое/экономическое образование или пройти переподготовку по юридическому или экономическому профилю (п. 1.4 Постановления Правления Национального Банка от 15.04.2020 № 119).

5. Каждая МФО обязана иметь собственный сайт, на котором заемщикам будут предоставлены Правила предоставления микрозаймов. Правила разрабатываются самостоятельно, но они должны соответствовать требованиям Нацбанка.

6. Установлены следующие требования к деловой репутации руководителя МФО:

• отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности (кража, разбой, грабеж, вымогательство и т.д.) и порядка осуществления экономической деятельности (изготовление, хранение либо сбыт поддельных денежных средств или ценных бумаг и т.д.);
• отсутствие возбужденного уголовного дела в отношении руководителя либо привлечения его в качестве подозреваемого/обвиняемого по уголовному делу;
• отсутствие в течение последнего года административных взысканий за незаконную предпринимательскую деятельность;
• отсутствие фактов осуществления действий, повлекших банкротство юридического лица;
• отсутствие в течение последнего года расторжения трудового договора из-за утраты доверия к работнику со стороны нанимателя;
• отсутствие в течение последнего года фактов отстранения от занимаемой должности руководителя МФО по требованию Национального банка.

office-1209640_1920.jpg
Для включения компании в реестр микрофинансовых организаций необходимо предоставить в Национальный банк следующие документы:


1. Заявление о включении в реестр. 

 2. Копии документов, подтверждающих размер сформированного на день подачи заявления уставного фонда.
Такими документами, в частности, могут являться:
a. копии платежных и (или) кассовых документов, подтверждающих внесение денежных вкладов в уставный фонд;
b. регистры бухгалтерского учета по счетам бухгалтерского учета.
3. Копии документов, подтверждающих соответствие руководителя МФО квалификационному требованию и требованиям к деловой репутации:

a. копия диплома о высшем юридическом или экономическом образовании;
b. копия справки, содержащей сведения о правонарушениях руководителя, выданной не ранее чем за месяц до подачи заявления;
c. копия документа, подтверждающего отсутствие установленных фактов осуществления действий, повлекших банкротство юрлица, выданного не ранее чем за месяц до подачи заявления;
d. копия трудовой книжки за последний год, включая копию титульного листа.