Налоговые споры

Одной из основных функций налоговых органов является проверка соблюдения плательщиками налогового законодательства, которая осуществляется в форме камеральных (то есть без выезда по месту нахождения плательщика), выездных проверок, мониторинга и в иных формах.

В случае, если в результате проверки налоговым органом не было выявлено никаких нарушений, по результатам проверки составляется справка. При наличии нарушений налоговый орган составляет иной документ – акт проверки и впоследствии по данному документу выносится решение.

Выездные проверки могут быть выборочными или внеплановыми, в зависимости от того, включены они в план выборочных проверок или нет. Узнать о том, что Ваша компания попала в план проверок можно на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу: http://kgk.gov.by/ru/pvproverok-ru.

Принимая во внимание тот факт, что субъект хозяйствования может узнать о выборочной проверке заранее, рекомендуется заблаговременно провести экспертизу наличия или отсутствия оснований для доначисления налогов или корректировки налоговой базы по отдельным сделкам, заключенным с контрагентами.

Внеплановые проверки проводятся внезапно, поэтому заранее подготовиться к ним возможности не будет. В свою очередь, в соответствии с п. 23 Положения о порядке организации и проведения проверок (далее – Положение) налоговый орган обязан не позднее чем за 10 рабочих дней уведомить организацию о проведении проверки. Уведомление помимо прочего должно содержать указание на проверяемый период, основания для проведения проверки, а также на исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Для минимизации негативных последствий для самой организации и риска привлечения ее должностных лиц к ответственности после получения уведомления можно обратиться к специалистам для того, чтобы:

- оперативно выработать наиболее выигрышную тактику защиты при проведении проверки;

- выбрать оптимальный вариант действий на случай если по результатам проверки будет составлен акт проверки с перечнем нарушений;

- иметь возможность получать консультации на протяжении всего периода проведения проверки;

- привлекать специалистов для представления интересов организации при даче объяснений представителям налоговых органов.

Следует помнить, что составление акта еще не означает, что нужно подчиниться требованиям налогового органа и согласиться с тем, что на организацию и должностных лиц будет наложен штраф.

В соответствии с п. 71 Положения организация вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту проверки.

Срок подачи такого возражения - не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта.

Налоговый орган обязан изучить возражение и вынести заключение в течении 15 рабочих дней с момента его получения либо 10 рабочих дней с момента завершения дополнительной проверки, которая может быть назначена при получении возражения.

Решение по акту проверки налоговый орган обязан вынести не позднее 30 рабочих дней с момента направления организации заключения.

В случае несогласия с решением организация вправе его обжаловать (ст. 102 НК, п. 78 Положения).

Обжалование происходит либо в досудебном порядке (то есть путем направления жалобы в вышестоящий налоговый орган), либо в судебном порядке (то есть путем обращения в экономический суд).

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачу жалобы в экономический суд. Указанные жалобы можно направлять последовательно (то есть сначала в вышестоящий орган, а потом в экономический суд) либо одновременно в обе инстанции.

Следует отметить, что при подготовке возражения грамотное изложение несогласия с фактами, указанными в акте проверки, выводами и предложениями проверяющих, подтвержденное документально, а также ссылками на нормы законодательства может стать основанием для внесения изменений в акт проверки и в результате либо существенно снизить негативные последствия для организации, либо полностью исключить их.

За совершение административных правонарушений по налоговым составам организация и её должные лица могут быть привлечены к административной ответственности. В свою очередь, за совершение преступлений по налоговым составам должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В случае с административными правонарушениями по налоговым составам, как правило, в качестве меры ответственности применяется предупреждение либо штраф.

При рассмотрении дела об административном правонарушении орган, ведущий административный процесс должен выяснить множество обстоятельств, поэтому грамотное представление интересов организации либо должностного лица в административном процессе может помочь либо избежать привлечения к административной ответственности либо существенно уменьшить её размер.

В то же время, если организация либо должностное лицо не согласны с результатами рассмотрения дела об административном правонарушении, оно вправе обжаловать постановление, указав в жалобе помимо прочего доводы для отмены или изменения постановления (ст. 12.1, 12.1-1. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

По результатам рассмотрения жалобы постановление по делу об административном нарушении может быть отменено полностью или изменено (к примеру, уменьшен размер штрафа).

В отличие от административной ответственности к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений может быть привлечено только физическое лицо.

Наиболее распространенным налоговым преступлением является уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Отсутствие квалифицированной юридической помощи по такой категории дел грозит тем, что следственные органы могут допускать процессуальные нарушения или же в итоге завысить сумму причиненного ущерба, чтобы впоследствии суд применил более суровое наказание.

Поэтому если Вам стало известно, что в отношении Вас возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению, рекомендуется как можно раньше обращаться за консультацией к специалисту, который поможет выбрать наиболее оптимальную тактику защиты.

Заявка на консультацию