Недобросовестная конкуренция

Всем хорошо известна практика ведения конкурентной борьбы — «следование в фарватере лидера», которая может проявляться в мимикрировании товаров конкурента под товар-лидер.

В данном случае конкуренты пытаются эксплуатировать особенность человеческого восприятия визуальных образов, когда этикетка не запоминается во всех подробностях, а запоминаются основные цветные композиционные элементы, так называемые цветовые пятна (например, что-то бело-синее, с полосами по бокам и жёлтым посередине). Мы, потребители, делаем осознанный выбор в пользу того или иного товара исходя из отложившегося в памяти визуального образа — цветовых пятен.

Зачастую споры по недобросовестной конкуренции возникают именно на границе сравнения визуальных образов, что отличает их от споров установления сходства до степени смешения товарных знаков, где происходит детальное сравнение всех эллементов.

Определение недобросовестной конкуренции дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-№).

Недобросовестная конкуренция — направленные на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, иным законодательным актам и актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации.


Для установления факта недобросовестной конкуренции необходимо наличие четырех признаков:
  • наличие конкурентных отношений между сторонами;
  • направленность действий хозяйствующего субъекта на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • противоречие действий хозяйствующего субъекта Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», иным законодательным актам или требованиям добросовестности и разумности;
  • способность хозяйствующего субъекта своими действиями причинить убытки конкуренту либо нанести вред его деловой репутации.

Только при установлении всех четырех признаков, действия конкурента будут признаны недобросовестной конкуренцией.

Споры, связанные с недобросовестной конкуренцией, рассматривают:
  • министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ);
  • судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (если имеется объект интеллектуальной собственности).

Противодействие недобросовестной конкуренции

Какие можно использовать способы превентивного противодействия недобросовестной конкуренции. Эти способы можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе противодействия относиться получение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (т.е. регистрация товарных знаков, промышленных образцов, полезных моделей, изобретений и т.д.).

Ко второй группе относиться активное продвижение своей продукции и товарных знаков на рынке (реклама, участие в конкурсах, выставках и т.д.). В данном случае следует не забывать сохранять документальное подтверждение такого участия, а именно договора, дипломы, награды, промо продукцию и т.д.

К третьей группе относиться документальное оформление результатов своей деятельности по созданию новых видов товара, дизайна упаковки, товарных знаков и т.д. (оформление договоров, служебных заданий и т.д.). В данном случае следует внимательно относиться к закупке тары и упаковки у сторонних организаций и запрашивать документы, подтверждающие, что права на созданные тару и упаковку принадлежать этим организациям.

Вышеуказанные действия могут позволить либо избежать спора, либо доказать свои права и установить факт нарушения. Особо следует отметить наличия зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. Наличие таких объектов значительно усложняет для конкурентов копирование, так как приходится вносить существенные изменения, чтобы избежать ответственности.
Читайте также:
В каком случае обращаться в Апелляционный совет
Заявка на консультацию