Взаимодействие с государственными органами — Беляевы и партнеры

Взаимодействие с государственными органами

Взаимодействие с государственными органами.

Одной из характерных особенностей ведения бизнеса в Республике Беларусь является необходимость частых контактов с различными государственными органами по самым разным вопросам.

Следует отметить, что в целом взаимодействие с государственными органами можно разделить на несколько больших групп вопросов, которые в тот или иной момент времени могут возникнуть перед бизнесом. Подробнее об основных из них поговорим ниже.

1. Взаимодействие с местными распорядительными и исполнительными органами (далее – исполком).

Как правило, в случае с действующим бизнесом необходимость обращения в исполком возникает в следующих ситуациях:

- Если требуется соблюсти уведомительный порядок начала какой-либо деятельности.

К примеру, в случае если в компании было принято решение начать деятельность по осуществлению розничной или оптовой торговли, то в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» об этом необходимо уведомить местный исполком.

- В случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников юридического лица.

Соответствующие изменения должны быть внесены в устав компании и быть представлены для государственной регистрации в исполком не позднее двух месяцев с момента внесения изменений. Об изменениях касающихся изменения местонахождения организации необходимо уведомить исполком в течение 10 рабочих дней (п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования).

Следует отметить, что практически для любого уведомления или заявления предусмотрена утвержденная форма, которой необходимо придерживаться при составлении документа, чтобы в рассмотрении не было отказано.

В целом взаимодействие с исполкомом строится на двух основополагающих принципах: «соблюдаем форму документа» и «соблюдаем сроки».

2. Взаимодействие с инспекцией по налогам и сборам (налоговые органы).

Помимо постановки на учет в налоговом органе, которая осуществляется при государственной регистрации юридического лица, субъекту хозяйствования в процессе деятельности еще много раз придется вступать в контакт с представителями налоговых органов.

Одной из основных функций налоговых органов является проверка соблюдения плательщиками налогового законодательства, которую указанные органы осуществляют в форме камеральных (то есть без выезда по месту нахождения плательщика), выездных проверок, а так же мониторинга.

Узнать о том, что Ваша компания попала в план проверок можно на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу: http://kgk.gov.by/ru/pvproverok-ru

В случае если в результате проверки были выявлены нарушения, то налоговый орган составляет акт проверки.

Достаточно часто возникают ситуации, когда организация полностью или частично не согласна с нарушениями, указанными в акте проверки. В этом случае предусмотрен механизм, в соответствии с которым организация сначала может подготовить возражения непосредственно по составленному налоговым органом акту проверки, а затем, если возражения не были приняты во внимание, обжаловать решение налогового органа, который проводил проверку, в вышестоящий налоговый орган либо в суд.

В некоторых ситуациях путем направления возражения или жалобы удается сократить размер претензий, предъявляемых налоговыми органами. Вместе с тем любой спор с контролирующим органом не идет на руку бизнесу, поэтому нужно быть твердо уверенным в своей позиции и понимать юридические последствия своих действий, в связи с чем при подготовке возражения на акт проверки или жалобы при необходимости следует обращаться к аудиторам или юристам.

3. Необходимость получения специальных разрешений, лицензий (взаимодействие с профильными Министерствами Республики Беларусь).

Не секрет, что в последнее время законодательство двигалось в направлении постепенной либерализации требований к субъектам хозяйствования в части необходимости получения специальных разрешений (лицензий) для занятия определенными видами деятельности. Вместе с тем, перечень видов деятельности, для начала осуществления которых лицензия всё еще требуется, достаточно обширен.

Порядок получения специальных разрешений (лицензий) регулируется Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, которое кроме самого порядка определяет также и требования к субъекту хозяйствования, соблюдение которых является условием для выдачи специального разрешения (лицензии).

Как правило, именно с соблюдением требований возникают проблемы у многих соискателей лицензии, потому как для определенных видов деятельности они достаточно серьезные и требуют предоставления множества подтверждающих документов.

Отказ в выдаче специального разрешения не означает трагедию для субъекта хозяйствования, ведь даже в случае такого исхода плательщику производится возврат или зачет девяноста (90) процентов уплаченной государственной пошлины (подпункт 4.1 пункта 4 статьи 292 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Вместе с тем, время – это деньги и обычно предполагаемая дата получения специального разрешения (лицензии) соотносится с реальной готовностью в компании начинать оказание услуг или производство продукции, поэтому задержка может повлечь за собой реальные убытки, в связи с чем важным представляется с первого раза должным образом оформить и представить все необходимые документы в целях исключить любые задержки.

4. Направление запросов в компетентные государственные органы по интересующим компанию вопросам.

Очевидно, что в законодательстве любого государства в мире существуют пробелы в регулировании тех или иных вопросов предпринимательской деятельности, из-за которых бизнесмены не всегда уверены в законности своих действий. Не составляет исключение в этом плане и законодательство Республики Беларусь.

Такая ситуация обусловлена тем, что для выживания в конкурентной борьбе бизнес всегда должен быть на шаг впереди, в результате чего появляются новые методы и схемы работы, в том числе с использованием продвинутых информационных технологий.

В свою очередь, государственная машина в части скорости принятия новых или редактирования старых законов достаточно медлительна.

Некоторая часть бизнеса рискует и действует скорее на авось, не имея четкого представления о юридических последствиях своих действий. В то же время существует возможность подстраховаться и убедиться в законности деятельности путем направления запроса и получения ответа из государственного органа, в чьей компетенции находится регулирование конкретного направления деятельности.

От того насколько грамотно будет составлен запрос напрямую зависит содержание ответа, который получит организация и сможет ли указанный ответ каким-либо образом прояснить ситуацию и помочь в дальнейшей деятельности организации.

5. Взаимодействие с правоохранительными органами.

Данный вид взаимодействия может осуществляться по двум направлениям.

В первом случае если организация вынуждена обращаться в правоохранительные органы для защиты своих прав, а во втором – в случае если у правоохранительных органов возникли претензии непосредственно к работнику компании или её должностному лицу (руководителю, главному бухгалтеру и т.д.).

В качестве примеров, в которых компания может обращаться в правоохранительные органы можно привести ситуации, когда организации становится известно, что её работник или работники совершили преступление в отношении имущества организации (ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь) и отказываются добровольно признавать факт хищения, а так же возмещать причиненный организации материальный ущерб. В таком случае для привлечения работника к материальной ответственности возникает необходимость обратиться в правоохранительные органы с заявлением.

Так же компании может стать известно, что некое лицо незаконно осуществляет использование принадлежащего ей товарного знака, чем наносит ущерб репутации и экономическим интересам организации. В таком случае компания вправе обратиться в милицию с заявлением с целью прекратить нарушение и привлечь нарушителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.21. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Вместе с тем и сам работник компании, а в особенности её руководитель несут определенные риски быть привлеченным к ответственности за ненадлежащее осуществление своих трудовых обязанностей.

К примеру, руководитель компании может быть привлечен к уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы (ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь); за нарушение правил охраны труда (ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Поэтому при наличии сомнений в правильности совершения тех или иных действий всегда необходимо консультироваться со специалистами.

Указанные выше примеры взаимодействия с государственными органами ни в коем случае не являются исчерпывающим перечнем. На самом деле случаев, когда субъект хозяйствования вынужден будет контактировать с тем или иным государственным органом намного больше. По некоторым вопросам у компании может возникать необходимость взаимодействовать сразу с несколькими государственными органами одновременно. Главное в данной стороне ведения бизнеса – это понимание, что государственный орган не является Вашим партнером или контрагентом, с которым можно согласовать условия сотрудничества. Деятельность государственных органов достаточно четко урегулирована нормативно-правовыми актами, знание и понимание которых позволит эффективно осуществлять взаимодействие с ними.

Заявка на консультацию

Оставьте контактные данные и мы свяжемся с Вами в течение 5 минут