Либерализация валютного законодательства: что изменится с 09.07.2021 г.

signature-contract-2654081_1920.jpgВсе законодательство, касающееся совершения валютных операций, подверглось масштабным изменениям: перемены коснулись и понятийного аппарата, и порядка заключения сделок, и прав субъектов валютных операций. Многие изменения направлены на снятие ограничений, расширение прав и полномочий резидентов и нерезидентов; некоторые новации, впрочем, не будут такими приятными.






1. Порядок совершения сделок не будет зависеть от их классификации 

На настоящий момент валютные операции, проводимые резидентами и нерезидентами, делятся на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. В зависимости того, к какой группе относится конкретная валютная операция, определяется порядок ее совершения: на основании разрешения, выданного НацБанком, с обязательным уведомлением НацБанка или без каких-либо ограничений.

В новой редакции Закона такая классификация исключена, и требования к регистрации сделок будут предъявляться независимо от их вида.

Субъектов валютных операций ждут также и иные приятные изменения: к примеру, из законодательства исключена обязанность по получению разрешений от НацБанка на проведение некоторых операций, а также обязанность по его уведомлению.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – резидентам при проведении валютных операций, связанных с движением капитала, не нужно будет регистрировать в банках внешнеэкономические договоры и представлять уведомления об их проведении. Причина этого проста: из законодательства исключен термин «внешнеэкономический договор».

При этом резиденты должны будут регистрировать валютные договоры, заключенные с нерезидентами, и представлять информацию об исполнении обязательств по ним. Перечень таких валютных договоров установлен НацБанком так же, как и предельный размер суммы сделки, при превышении которой валютный договор подлежит регистрации (для юридических лиц он составляет 4 000 базовых величин на дату составления договора).

2.  Изменен подход к понятиям «резидент» и «нерезидент»

india-3887561_1920.jpgВ частности, с 9 июля 2021 г. к резидентам перестанут относиться граждане Беларуси с ПМЖ в иностранном государстве, которые в текущем году провели менее 183 календарных дней на территории Республики Беларусь. Такие граждане будут считаться нерезидентами, и, соответственно, на них будет распространяться валютный режим, установленный для нерезидентов: к примеру, появится возможность расплачиваться с белорусскими контрагентами в долларах.

При этом гражданин будет считаться резидентом, пока не доказано обратное, т.е. до момента получения документов, свидетельствующих о праве на постоянное проживание такого лица в иностранном государстве, как это указано в ч. 2 подп. 1.11 ст. 1 Закона.

К резидентам все так же будут относить:

  • граждан Республики Беларусь, 
  • иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь, 
  • юридических лиц, созданных в соответствии с белорусским законодательством, с местом нахождения на территории РБ, а также их филиалы и представительства (в том числе - за границей).

3. Установлена возможность введения валютных ограничений

Введение валютных ограничений практиковалось и ранее: к ним, в частности, относится обязанность по получению разрешений от НацБанка на проведение некоторых валютных операций. Однако в новой редакции Закона им придан официальный статус и установлены соответствующие лимиты их действия. Так, валютные ограничения:

  • устанавливаются только в случае угрозы экономической безопасности Беларуси, 
  • вводятся Советом Министров и Нацбанком совместно, 
  • не могут длиться более одного года.

Более того, указано, что такие ограничения применяются только тогда, когда возникшая ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики.

Установлен также и перечень возможных ограничений, который является закрытым. К ним относятся:

  • установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций; 
  • установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части или всей суммы валютной операции; 
  • требование получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций; 
  • введение обязательной продажи полученной юридическими лицами - резидентами иностранной валюты; 
  • ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

4. Исключены конкретные сроки завершения сделок

Сейчас белорусская организация должна в обязательном порядке получить оплату по сделке в течение 180 дней с даты поставки – при экспорте, или же получить товары, работы, услуги в течение 90 дней с даты предоплаты – при импорте.

Такого ограничения в новой редакции Закона не предусмотрено. Вместо этого в валютном договоре, заключаемом между резидентом и нерезидентом, стороны сами должны определить срок исполнения обязательств:

  • по оплате переданных нерезиденту товаров, выполненных работ, оказанных услуг; 
  • по возврату нерезидентом переведенных в качестве предоплаты денежных сумм, если он не исполнил или исполнил некачественно свои обязательства по валютному договору.

В остальных случаях (к примеру, при получении резидентом товаров из-за границы) срок исполнения обязательств можно не указывать.

5. Валютные операции в иностранной валюте между юрлицами – резидентом и нерезидентом проводятся без ограничений (или почти без них)

india-3887563_1920.jpgКак указано в ст. 13 Закона, валютные операции в иностранной валюте между юридическим лицом – резидентом и юридическим лицом – нерезидентом проводятся в безналичной форме без ограничений.

При этом расчеты наличными денежными средствами возможны только при определенных обстоятельствах, установленных той же статьей. В большинстве своем, данное разрешение касается случаев взаимодействия с государственными органами, диппредставительствами, нотариусами и проч., однако есть и иные основания для правомерного расчета наличными, в частности:

  • при расчете иностранной валютой на ярмарках, выставках, спортивно-массовых и культурных мероприятиях, которые проводятся на территории иностранного государства; 
  • при получении резидентом от нерезидента векселей в счет оплаты по экспортному валютному договору.

6. Расширен перечень случаев, когда валютные операции могут проводиться между организациями – резидентами

В текущем законодательстве расчеты между белорусскими компаниями в иностранной валюте могут проводиться только в целях привлечения средств в государственный бюджет и осуществления платежей из бюджета. В июле данная ситуация обещает измениться: в частности, такие платежи станут доступны:

  • при перечислении валютных ценностей на счета правопреемников в связи с реорганизацией юрлица; 
  • при возврате иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте из-за расторжения, изменения валютных договоров, а также по сделкам, являющимся недействительными; 
  • по договорам перестрахования, если использование иностранной валюты предусмотрено валютным законодательством; 
  • по операциям между резидентом и НацБанком, Минфином, в том числе с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Вышеприведенные расчеты должны производиться только в безналичной форме. Исключение составлено для операций с валютными ценностями при проведении оперативно-розыскных мероприятий, внесения таких ценностей на депозит суда, нотариуса, их ареста, конфискации и для проч. случаев изъятия иностранной валюты в доход государства, которые могут производиться и в наличной форме.

7. Проведение валютных операций между компаниями-нерезидентами

Для юридических лиц – нерезидентов не установлено никаких ограничений на проведение операций в порядке безналичных расчетов. Валютные же операции в наличной форме по общему правилу запрещены, кроме случаев взаимодействия с консульствами, дипломатическими представительствами иностранных государств, находящихся на территории Республики Беларусь.

8. Особенности проведения операций между иными субъектами

В грядущем Законе установлен принцип: валютные операции между организацией и физическим лицом, а также между физическими лицами запрещены, кроме случаев, прямо указанных в законодательстве. При этом, в сравнении с действующей редакцией Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в новой редакции расширен перечень разрешенных валютных операций.

К примеру, с 9 июля этого года между физическими лицами - нерезидентами станет разрешено дарение, его отмена, предоставление и возврат займов, передача на хранение и возврат переданных валютных ценностей.

А использование валюты в расчетах между белорусской организацией и физическими лицами – резидентами станет возможным, в частности, при поступлении из-за границы на счет юрлица денежных средств, предназначенных гражданину в качестве наследства, грантов, алиментов, страховых выплат и проч.

9. Резиденты смогут без ограничений открывать счета в иностранных банках

break-up-4711233_1920.jpgСтатья 17 обновленного Закона предусматривает, что если в Беларуси не введены валютные ограничения, которые мы рассмотрели выше, то резиденты вправе без каких-либо затруднений открывать счета в иностранных банках как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Резиденты также вправе без ограничений переводить валюту:

  • со своих белорусских счетов на свои счета, открытые в иностранных банках, и наоборот, со своих иностранных счетов на белорусские счета; 
  • с одного своего счета, открытого в иностранном банке, на другой свой иностранный счет.

Также установлен достаточно широкий перечень случаев, когда резиденты смогут получать валюту и белорусские рубли на свои счета, открытые в иностранных банках. К ним, в частности, относятся получение денежных средств:

  • от нерезидентов по экспортным и импортным валютным операциям; 
  • по договору купли-продажи ценных бумаг, заключенному с нерезидентом; 
  • по кредитному договору или договору займа, заключенному с нерезидентом; 
  • полученные в качестве доходов в результате осуществления инвестиций (дивиденты, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения); 
  • по договору купли-продажи, аренды недвижимого имущества, находящегося на территории иностранного государства; 
  • и др.

Ни уведомлять, ни получать разрешение от НацБанка в таких случаях не требуется. Если же денежные средства перечисляются на счет резидента не на основаниях, указанных в перечне, они должны быть зачислены непосредственно на белорусский счет резидента.

Некоторые ограничения установлены только в части проведения операций, связанных с экспортом и импортом.

10. Особенности проведения юридическими лицами – резидентами экспортных и импортных операций

            Как указано в ст. 19 новой редакции Закона, белорусские организации будут должны в обязательном порядке в течение пяти рабочих дней со дня зачисления перечислить на свои счета, открытые в банках Беларуси, денежные средства, полученные при экспорте, а также в случае возврата валюты по импортной валютной сделке.

Как уже было указано выше, срок такой репатриации, т.е. срок получения от контрагента оплаты по сделке, резиденты будут определять сами «исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств». При этом на НацБанк возложена обязанность по определению порядка установления сроков репатриации.

Также законодательно определены случаи, когда денежные средства, полученные на иностранные счета по экспорту и импорту, смогут не перечисляться на счета, открытые в белорусских банках, а именно:

  • при направлении полученных белорусских рублей и иностранной валюты на оплату налогов и иных обязательных платежей в бюджет иностранного государства; 
  • если денежные средства направлены на оплату расходов резидента, которые в свою очередь связанны с:

o   выполнением работ, оказанием услуг на территории иностранного государства;

o   содержанием филиала или представительства, открытых за рубежом;

o   оплатой обязательств резидента перед иностранным банком или иным резидентом (в последнем случае – только в соответствии с условиями переводного аккредитива);

  • и в некоторых других случаях.

Пятидневный срок обязательного перечисления валютных ценностей на белорусский счет также может быть продлен, к примеру, при судебном разбирательстве между сторонами или на время производства по делу о банкротстве нерезидента.